В рамках произошедшей катастрофы в Шереметьево и прошлых катастроф (гибель самолета на взлете /ошибка экипажа/ при полете на праздничный концерт в Сирию) у меня появился очевидный вопрос:
В наши дни, самолет 90 а то и 95 процентов времени ведет бортовой компьютер. Автопилот.
Часто на посадку (в современных аэропортах с системой авто посадки) самолет тоже заводит компьютер. А не человек вручную штурвалом.
Компьютер позволяет избегать очень многих ошибок при пилотировании.
Да и на посадке компьютер хрош - быстро считает массу самолета садится по аэродромным системам наведения итд итп..
Но я не понимаю, почему "налет часов", в то время когда самолет ведет компьютер - записывают в стаж налета летчика?
Вы поймите правильно, но с таким успехом можно писать налет и пассажирам?
Спят в креслах - самолет ведет автопилот.
Можно считать, что у них тоже налет часов?
При современных компьютерах летчики поднимают самолет в небо /или его поднимает компьютер/- включают автопилот и довольно часто они и на посадке лишь на "подстраховке" -а все на посадке делает компьютер.
Но потом, мы слышим информацию, что капитан воздушного судна налетал тысячи часов "полета".
Так он получается налетал "за компьютером"
Компьютер пилотировал, сажал самолет - а пилот записал себе часы налета.
Словно пассажир.
В старину летчик садился за штурвал и тащил самолет "на руках" ОТ и До..
И его тысячи часов налета - были реальным налетом. От и ДО.
А сейчас мы (во всем мире) слышим. что летчик налетал множество часов
Но мы знаем, что налетал компьютер Боинга или Аэробуса.
А вот реально за штурвалом самолетом летчик мог управлять за эти тысячи часов - не так и много.
В итоге (как я думаю) это невольно приводит к ситуации. когда при управлении "вручную" налета не так и много
Приведу аналогию ясную всем:
Это вот сейчас мы все с вами водим автомобили сами. Руками.
Опыт движения год за рулем - это год вы (условно говоря) вертели "баранку" руками.
В пробках и на трассе. Во дворах и на набережных, на загородных дорогах и узких улицах.
И у вас (вольно или невольно) растет мастерство вождения автомобиля.
Чувство габарита, скорости в повторах, понимание тормозного пути машины.. итд итп..
А теперь представьте себе, что машину вам от посадки до парковки (а паркинг системы уже сейчас активно встраиваются в автомобили) так вот до парковки все делает компьютер.
Можно ли тогда будет считать, что ваш год за рулем машины будет равен тому году, что мы имеем в наши дни?
Да, движение то будет (с компьютерами) много безопаснее.
Аварий на дорогах станет меньше
Но стаж то, стаж нынешний (условного водителя) и того водителя в будущем (компьютерного автопилотного авто) будет все же иным?
Не происходит ли то же самое в авиации? В целом? Во всем мире?
Я думаю, год налета летчика 40 х годов или даже 70 х годов прошлого века, сильно разнился с годом "налета" современного летчика аэробуса.
А ведь стаж-налет то пишут по прежнему.
Как думаете, не в этом ли причина аварий по всему миру?
Компьютер хорошо делает работу за летчика.
Но когда нужен хороший летчик за штурвалом в нештатной ситуации- вдруг выясняется, что у него налет то только с включенным бортовым компьютером!
Может быть считать только "ручной налет"?
Тогда будет ясно - у пилота три посадки и пять взлетов "на руках".
И десять тысяч часов налета "за спиной бортового компьютера"
В комментариях мне активно рассказывают, что автопилот существует давно.
Я это хорошо знаю.
//При этом были катастрофы , при отключении обычного автопилота (резком) и про эти катастроф писали и анализировали их. автопилот вырубался, а отдыхающие летчики не успевали адекватно отреагировать и самолет падал в штопор.//
Однако, системы посадки на компьютерном управлении- существуют не так давно
И получается, что новое поколение пилотов от взлета до посадки (включая ее) лишь следят за действиями компьютера.